catstail: (Default)
[personal profile] catstail
Проснулась среди ночи от кошмара. Мне приснилось, что я опять в своей московской коммуналке. У меня маленький ребенок и кот, а соседка шипит, что если еще раз увидит кого-то из них в коридоре, то обольет кипятком. И я ей верю, потому что она не раз нападала то на мою бабушку, то на мужа.
Попыталась понять, с чего бы вдруг такой сон. Больше 20 лет я не живу в России и больше 30 – в коммуналке. Поняла, что это отголоски поста [personal profile] olhanninen, в котором автор спрашивает, ностальгируют ли читатели об СССР.
http://olhanninen.livejournal.com/522614.html

Читать там комментарии не имеет смысла, так как большинство комментирующих – что естественно в силу возраста – СССР не застало, а их представления сложились из рассказов родителей-дедушек-бабушек, у которых во времена СССР и вода была мокрее, и трава зеленее, и сами они были молодые и красивые.
Сама я не ностальгирую (это мягко сказано), но пункты, по которым «не», несколько отличаются от автора поста. При полном «благополучии по-советски» - Москва, высшее образование, интересная и хорошо оплачиваемая работа – все же многого не хватало («чего вам не хватало» спрашивают эмигрантов), а что-то было совсем излишним и не давало нормально жить.
1. Страх. С детства слышала дома «учись и молчи», «работай и молчи». Страх спросить не то и сказать не то. Проработки в школе, в комсомоле, на профсоюзных и партсобраниях даже для беспартийных. Этот страх ГУЛАГа был в крови и передавался по наследству задолго до того, как мы прочли Солженицына и Шаламова.
2. Постоянное унижение. Унижение нехваткой всего, когда даже необходимое нельзя было просто купить на заработанные деньги. В посте по ссылке идет спор о возможности-невозможности путешествий по профсоюзным путевкам и получении-покупке квартир. Поездка даже в Болгарию была связана с прохождением как минимум двух комиссий – по месту работы и в райкоме партии, где комиссия старых большевиков (были такие при райкомах партии) задавали вопросы о международном и внутреннем положении. Меня, например, спросили, сколько и какие памятники, посвященные Болгарии, стоят в Москве. О жилье в больших городах и говорить нечего. Даже чтобы вступить в кооператив (за свои деньги, происхождение которых тоже проверялось), надо было пройти две-три комиссии и доказать, что ты нуждаешься в жилье – стоишь на очереди на получение квартиры и имеешь меньше положенных 6 ьетров на человека. Отлично помню такую комиссию при райисполкоме, которая убеждала меня, что стыдно претендовать на кооперативную квартиру, когда люди живут в подвалах.
3. Венгрия, Чехословакия, Афганистан, другие необъявленные в газетах страны... Постоянный страх родителей, имеющих сыновей, что страна опять начнет оказывать очередную «братскую помощь». В 84-87 годах для этой «помощи» даже со студентов сняли бронь и послали в армию. Расскажите о ностальгии тем, чьи дети не вернулись или были ранены.
4. Постоянный поиск внутренних и внешних врагов, натравливание одной группы населения на другую: русские и нерусские, гегемон и гнилая интеллигенция, москвичи и провинция, прогрессивное человечество и загнивающий запад...
5. «Для своих – все, остальным – закон» появилось не вчера. Сейчас мало кто помнит, что, например. Судить за уголовное преступление даже рядового члена партии было нельзя. Сначала его должны были из партии исключить. О высокопоставленных партийцах и говорить нечего. О разделении в распределении мало кто вспоминает. Все пишут о равенстве и братстве. А по всей стране были закрытые «распределители» всего – продуктов, разных товаров, жилья, медицинских услуг... Даже цены в «распределителе» и обычном магазине были разные.
Это у меня получился такой развернутый комментарий к упомянутому посту. Там его ставить смысла не имеет, никого не убедишь, да и задачи такой нет. Как иногда говорит моя приятельница, мы все жили в разных СССР. Главное, что человек не должен и не может постоянно жить в страхе и ненависти (к соседу по коммуналке, коллеге-доносчику, зарубежному врагу...), это разрушает личность.

Date: 2014-04-22 11:07 am (UTC)
From: [identity profile] ari100crat.livejournal.com

Согласна!
" Главное, что человек не должен и не может постоянно жить в страхе и ненависти (к соседу по коммуналке, коллеге-доносчику, зарубежному врагу...), это разрушает личность."

Человек живущий в нормальной атмосфере, в нормальных условиях быта- НЕ агрессивен l доброжелателен... Это первое что меня поразило в эмиграции,
И понять это можно было только на личном опыте.
В СССР многие даже Не понимали что существует другая культура общения и мировозрениe.
И ничего
удивительного! Как можно видеть сквозь железные ворота закрытые на замок?

Date: 2014-04-22 11:21 am (UTC)
From: [identity profile] catstail.livejournal.com
У меня глаза открылись после того, как я пожила в Финляндии в 70-х. Это был шок. Именно во взаимоотношениях людей между собой и отношении к ним государства.

Date: 2014-04-22 11:30 am (UTC)
From: [identity profile] ari100crat.livejournal.com
Это был шок. Именно во взаимоотношениях людей между собой и отношении к ним государства.
Именно ЭТО поразило в первую очередь!

Date: 2014-04-22 11:09 am (UTC)
From: [identity profile] janka.livejournal.com
Интересно. Я жила в СССР до 14 лет и многое помню. Про "бесплатную" медицину и "замечательное" образование. И ностальгии не испытываю.

Date: 2014-04-22 11:19 am (UTC)
From: [identity profile] catstail.livejournal.com
Видимо, принципиальная разница в отношении к СССР еще и в том, где сейчас человек живет. Живущие за границей сравнивают свою теперешнюю жмзнь с жизнью в СССР, и это сравнение в пользу настоящего. А те, кто живет в России,видят только достоинства СССР по сравнению с современной Россией, и не помнят о тех недостатках.

Date: 2014-04-22 12:03 pm (UTC)
From: [identity profile] janka.livejournal.com
И это возможно. Но где они в СССР видели маленькие очереди на квартиры и общедоступность поездок за границу? Вот уж действительно "хочу жить в советском союзе".

Date: 2014-04-22 01:06 pm (UTC)
From: [identity profile] yuna28.livejournal.com
Нет, нисколько не ностальгирую, хотя прожила именно в СССР 60 лет. Может, раскачаюсь и напишу отдельный пост о всеобщем ханжестве и вранье, которое усваивали дети с раннего детства - пишут в газетах одно, говорят другое, а думают третье. Со всеми аргументами "против" полностью согласна, могла бы и добавить. А ностальгия - это тоска по молодости для тех, кто жил в СССР. А кто не жил - из-за невежества и непонимания всей атмосферы ханжества и жуткого страха, в которых жили люди.
И мне тоже до сих пор, если происходит что-то уж очень нехорошее, снится иногда старая московская коммуналка

Date: 2014-04-22 02:59 pm (UTC)
From: [identity profile] catstail.livejournal.com
Добавлять можно до бесконечности. Тут и пресловутый "пятый пункт", и репрессированные родственники, и родственники за границей, и проживание на оккупированной территории, и непролетарское происхождение... И вообще засилие всяких анкет и справок, чтобы держать и не пущать.

Date: 2014-04-22 06:07 pm (UTC)
From: [identity profile] catstail.livejournal.com
Напишите, Юна. А то мы здесь редкие "осколки прошлого", и оно уйдет вместе с нами, а останутся вот такие восторженные и ностальгирующие по СССР.

Date: 2014-04-22 01:39 pm (UTC)
From: [identity profile] maarbolet.livejournal.com
Штоб меня бы озолотили бы - не стала бы ностальгировать по СССР, и это при том, что об комуналках знаю понаслышке в основном, тк ранние детские воспоминания никакой картины толком не дают и жили мы весьма обеспеченно, но я рано прозрела о размерах лжи, несомой отовсюду и возненавидела совок всеми фибрами души. И потому не чувствую ни малейшей благодарности за бесплатное обучение, за дешевый газ, горячую воду и батареи круглый год - люди все это заработали, это не подарки Родины-уродины, это бартер, владельцы крепостных тоже предоставляли своим рабам жилье и харч, Муму вот тока утопили, а так все было просто по той же кальке.
НЕТ и нет, никакой ностальгии. Даже по юным годам - что в них такого было, чего щас нету? Щас даже больше есть - есть соли в костях, сахар, давление, камни разные в разных местах, а юность была пустым временем наращивания ненужных запасов ненужных знаний.
Edited Date: 2014-04-22 01:40 pm (UTC)

Date: 2014-04-22 03:02 pm (UTC)
From: [identity profile] catstail.livejournal.com
Вот именно, в юности всех перечисленных "богатств" не было :)
Было в юности много хорошего - родные, друзья, природа, погода... - только все это хорошее с государством никак не было связано.

Date: 2014-04-22 03:06 pm (UTC)
From: [identity profile] maarbolet.livejournal.com
Абсолютно согласна, что с государством это не связано, потому как хорошее здоровенное юное туловище всюду отлично применяемо, а не тока по месту рождения ;-))))
Зато там, где мы щас, мы можем себе продлевать хорошее состояние не только туловища, но еще и души, если спицально не засирать ее всякими псевдо-интылигенцкими рефлексиями. Да што там говорить, глянуть только на ровесников, которые там и которые здесь - это ж две ТАКЕННЫЕ разницы, что и ваще говорить не о чем!

Date: 2014-04-22 03:09 pm (UTC)
From: [identity profile] catstail.livejournal.com
Но и туловища тоже, благодаря медицине :)))

Date: 2014-04-22 03:12 pm (UTC)
From: [identity profile] maarbolet.livejournal.com
Именнашта! наши туловища нам нужны, шоб туда кушать и величие духа загружать! У меня оно уже огромное(туловище в смысле) мдя...

Date: 2014-04-22 02:54 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_a_s_/
Ностальгии не испытываю, добровольно вернуться в то время ни за что не согласилась бы.
Основные причины - не коммуналки, тотальный дефицит и социальное неравенство (в СССР было всеобщее равенство по сравнению с нынешним расслоением в России), а повсеместная ложь и постоянные поиски внешних и внутренних врагов. И ваш 6-й пункт, конечно.

То, что автор поста была преподавателем марксистско-ленинской философии и в комментах бравирует тем, как угрожала коллегам доносами, добавляет этому опросу пикантности. :)))

Date: 2014-04-22 03:06 pm (UTC)
From: [identity profile] catstail.livejournal.com
Согласна, пост сам по себе достаточно спорный, особенно учитывая специальность автора. Что такое ностальгия по СССР? По государственному устройству, что ли? Можно ностальгировать по времени ушедшей молодости, друзьям, ушедшим родным, по родным местам, наконец... Это опять-таки ИМХО.

Date: 2014-04-22 05:15 pm (UTC)
From: [identity profile] lady-wave.livejournal.com
К последнему абзацу: на этой браваде я слегка обалдела...

Date: 2014-04-22 05:54 pm (UTC)
From: [identity profile] catstail.livejournal.com
Да, несколько необычно!

Date: 2014-04-22 06:00 pm (UTC)
From: [identity profile] lady-wave.livejournal.com
И весь ее пост получил дополнительную... эээ... подсветку...

Date: 2014-04-22 06:30 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_a_s_/
И я тоже. Поэтому все, что ниже этого коммента, читать не стала, просто вышла оттуда.

Date: 2014-04-22 03:56 pm (UTC)
From: [identity profile] nataly-mckenzie.livejournal.com
мне всегда странно, что большинство подобных постов сваливается с спор про колбасу. Колбаса - это не важно. Для меня советский союз - это когда наш класс должен был идти на какую-то лекцию про всемирное коммунистическое движение, а я пошла на радиокружок, у нас была в разгаре подготовка к выставке. На следующий день классная устроила допрос все пропустивших коммунистическое событие, и все врали "забыл", "заболел", а я честно сказала, что пошла на кружок, потому что мне было надо, и я считаю, что это - уважительная причина. И классная билась в истерике и орала на всю школу: как ты посмела, свои личные интересы поставить выше общественных!!! Ты - никто!

Так я навсегда запомнила, что в советском союзе я была никто без своих личных интересов.

Date: 2014-04-22 04:11 pm (UTC)
From: [identity profile] catstail.livejournal.com
Колбаса, наверно,тоже важно. Но ее отсутствие - только следствие того, что отдельный человек для государства никто и ничто, и никаких личных интересов у него быть не должно.

Date: 2014-04-22 04:55 pm (UTC)
From: [identity profile] nataly-mckenzie.livejournal.com
да, верно, колбаса не так важна, потому что она - следствие. Но в девяностые с колбасой тоже было так себе. Однако ощущения от жизни были совсем другие.

Date: 2014-04-22 07:06 pm (UTC)
From: [identity profile] i-crust.livejournal.com
а вот не надо читать olhanninen на ночь или перед едой - не будут кошмары сниться:))

Date: 2014-04-23 12:57 am (UTC)
From: [identity profile] catstail.livejournal.com
:)))
Мне многие ее посты о путешествиях и жизни в Финляндии нравятся. А этот слегка провокационный, это мне не надо было поддавться :).

Date: 2014-04-22 08:06 pm (UTC)
From: [identity profile] lady-tiana.livejournal.com
Я в итоге у себя в журнале ответила, а то текст слишком пространный оплучился.

Date: 2014-04-22 08:21 pm (UTC)
From: [identity profile] valentyna.livejournal.com
я жила в таком, в каком и ты.
и ни за что не хотела бы опять туда.
для меня это ужас.

Date: 2014-04-23 12:55 am (UTC)
From: [identity profile] catstail.livejournal.com
Валя, большинство из нас жили в том же самом. Это редкие исключения, кто был в "полном шоколаде".

December 2025

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
2829 30 31   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 16th, 2026 02:28 am
Powered by Dreamwidth Studios