catstail: (Default)
[personal profile] catstail
ЧЕШСКАЯ ВАЗА

В Москве было два специализированных магазина «Стекло – Хрусталь» - один на улице Горького, другой – на углу Кирова и Большого Комсомольского переулка. Только в этих магазинах «выбрасывали» вазы и пепельницы из чешского стекла, немецкие фарфоровые сервизы и даже итальянское цветное стекло.

Сейчас уже мало кто знает об этих временах тотального дефицита, когда даже необходимые повседневные вещи надо было «доставать». Что уж говорить о красивых необычных вещах для подарка на свадьбу или юбилей. Здесь было два пути: иметь «блат» в кругах, близких к распределению дефицита или пообещать продавщице свою безграничную «благодарность».
Женщина страстно хотела поставить чешскую вазу на свой новый журнальный столик. Причем не пошлую хрустальную отечественного производства, а обязательно чешскую, двухцветную, с неопределенными, плавно перетекающими линиями формы. Такие назывались «свободного формования». Они только что появились в продаже (где их никто никогда не видел) и были в моде. Женщине они нравились сами по себе независимо от моды.
Каких ухищрений стоило ей познакомиться с продавщицей магазина, сколько шоколадок она ей передарила, сколько было обещаний и льстивых комплиментов, пока продавщицы сообщила, в какой день привезут и выставят на продажу чешское стекло! Женщина была у дверей магазина за два часа до открытия, но она не была первой. Ваза ей все-таки досталась, точно такая, как она и мечтала – большая, массивная, с переливами оттенков от темно-красного к сиреневому. Женшина купила букет астр в тон вазы и была счастлива. Вечером собравшиеся подруги пили красное вино и восхищались ее удачей.
Через несколько дней, когда женщина мыла вазу, та треснула в ее руках и распалась на две половины. Неожиданность и разочарование были так сильны, что женщина расплакалась. Она завернула осколки и пошла в магазин. Все – от продавщицы до директора – кричали на нее и обвиняли в том, что она чуть ли не специально разбила вазу и теперь хочет нажиться за счет магазина. Выйдя из магазина, она заплакала во второй раз.
Следующим этапом ее похода был народный суд, куда она обратилась с гражданским иском. Суд назначил экспертизу для установления причины разрушения вазы. Экспертизу поручили мне.
Передо мной на листе белой бумаги лежали две почти ровные половинки некогда роскошной вазы. Очевидно, что механического воздействия (удара) на нее не было: нет «центра разрушения» (точки приложения силы), нет расходящихся от этого центра радиальных трещин. Наконец, чтобы разбить такое толстое стекло, необходимао было приложить значительное усилие, не меньше, чем удар молотком. А в этом случае должны были образоваться множество мелких осколков и выколок. Этого тоже нет. Поверхность разлома – ровная и гладкая, без выколок и зазубрин. Значит, либо разрушение в результате термического воздействия, либо саморазрушение. Внимательное изучение поверхностей разрушения обеих половинок с помощью лупы, а потом и под микроскопом позволило обнаружить крошечное инородное включение – микроскопический камешек, «замороженный» в стекле. Он мог попасть туда или из огнеупора стекловаренной печи, где варилось стекло, или как часть «непровара» - нерастворившийся элемент исходных материалов.
Вокруг камешка – мелкие трещинки. Он-то и послужил причиной разрушения вазы. Стекло имеет низкую теплопроводность. Из-за разницы температур в нем могут возникать значительные напряжения. Когда стекло однородно, эти напряжения распределяются более или менее равномерно. Посторонние же включения, вроде этого камешка, служат концентраторами напряжений. Вокруг них могут создаваться напряжения такой величины, что превысят прочность стекла, и оно разрушится. Это и произошло, когда женщина мыла вазу горячей водой.
Суд решил дело в пользу женщины и постановил заменить ей вазу или компенсировать ее стоимость. Магазин послал рекламацию на завод в Чехословакию. Чехи прислали взамен вазу, не точно такую же, но тоже очень красивую.
А компенсация за моральный ущерб и горькие слезы в то время не была предусмотрена.

xpost ru_museum70

Date: 2005-09-16 05:50 am (UTC)
From: [identity profile] alex-legat.livejournal.com
хорошая история :-)

Date: 2005-09-16 06:21 am (UTC)
From: [identity profile] catstail.livejournal.com
Спасибо. Я их все-таки выбираю... :)

Date: 2005-09-16 04:56 pm (UTC)
From: [identity profile] alex-legat.livejournal.com
:-) уважаю экспертов! а пишущих - еще больше :-)

Date: 2005-09-16 08:39 am (UTC)
From: [identity profile] elle-belle10.livejournal.com
Эх,знала бы моя мама о такой вероятности благоприятного завершения "чешского горя"...

Date: 2005-09-16 09:17 am (UTC)
From: [identity profile] catstail.livejournal.com
Было что-то похожее?
Боюсь, что этой бедной покупательнице эта история стоила немало сил и времени...

Date: 2005-09-16 09:23 am (UTC)
From: [identity profile] elle-belle10.livejournal.com
"Ничто не ново под луной"...она "достала" вазочки в виде то ли медуз,то ли морских звезд ,бордовую с разводами и сине-кобальтовую ,так одна из них и раскололась.Долго она "рыдала над разбитым корытом",вытерла слезы да и пошла к подружке выкупать такую же ,но уже за другую цену:)
*ценная подружка работала в отделе "Чешское стекло"

Date: 2005-09-16 09:55 am (UTC)
From: [identity profile] catstail.livejournal.com
Вот так мы и жили... Зато сколько радости было от каждой "достатой" вазочки, пропади она пропадом... :(

Date: 2005-09-16 10:55 am (UTC)
From: [identity profile] elle-belle10.livejournal.com
Красота в доме требовала жертв:)
так оно и пропало -когда уезжала ,продала все за копейки

Date: 2005-09-16 11:03 am (UTC)
From: [identity profile] elle-belle10.livejournal.com
ПЫСЫ: потом она перешла на богемское стекло:)

Date: 2005-09-16 11:09 am (UTC)
From: [identity profile] catstail.livejournal.com
:))) Все к лучшему

Date: 2005-09-16 08:59 am (UTC)
From: [identity profile] poul.livejournal.com
У нас ещё в советские времена был комплект стаканов. Круглые, стекло толстое, миллиметров 5. Ни один насильственно не погиб. Все кончали с собой. Что характерно, очень энергично.
Осколки находили в другом углу комнаты. Просто разрывало их и всё. Самостоятельно.

Date: 2005-09-16 09:13 am (UTC)
From: [identity profile] catstail.livejournal.com
С этими стаканами, вернее с линией для их производства была вообще скандальная история. Эту линию для закаленных стаканов купили наши министерские деятели во Франции. Причем как раз тогда, когда французы собирались порезать ее на металлолом. То-то капиталисты были довольны. Идея была хорошая - закаленная посуда была разработана для кафе и ресторанов, чтобы можно было мыть в посудомоечных машинах, так как у изделий термостойкость и прочность выше. Не учли одного - способности к саморазрушению именно из-за внутренних напряжений, создаваемых при закалке. Делегация из министерства поехала во Францию. Естественно, за места для поездки была дикая драчка. В результате ни один технолог или вообще специалист в состав делегации не попал. Вот и купили, между прочим, за миллион с чем-то долларов технологию, от которой в Союзе отказались еще в 40-е годы. Было много случаев, когда эти стаканы буквально "взрывались" в руках, да еще у детей. Правда, замминистра, который возглавлял делегацию, потом с почетом проводили на пенсию.
А технология сама по себе хорошая, ее и по сей день применяют для автомобильных стекол, но никак не для посуды.

Date: 2005-09-16 10:37 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_mar_go/
У маминой подруги такое изделие взорвалось в серванте. Если учесть, что оно стояло на стеклянной полке, дверцы серванта тоже были стеклянные, а внутри было много хрусталя, можно себе представить, что испытала потрясенная женщина и какие были убытки. А рассказ очень интересный.

Date: 2005-09-16 10:42 am (UTC)
From: [identity profile] catstail.livejournal.com
Я тоже слышала о таких случаях, только люди, как правило, погоревав, никуда и не обращались, хотя возможность была. Но сколько мороки, я даже представить не берусь...
Хотя для специалиста определить причину разрушения особого труда не представляло.

Date: 2005-09-16 11:48 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_mar_go/
Эта женщина обращалась куда-то. Ей причину объяснили. Но убытки не компенсировали.

Date: 2005-09-16 12:48 pm (UTC)
From: [identity profile] catstail.livejournal.com
Если я правильно помню, надо было собрать какое-то невероятное количество документов, начиная с чека магазина (а кто же их хранил годами!) и кончая фотографиями разрушений. Редко кому удавалось что-то получить.
Мне однажды удалось обменять развалившиеся через 2 недели после покупки лыжные ботинки, но чего это стоило даже при знании законов, наличии чека и ослином упрямстве :)

Date: 2005-09-16 01:36 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_mar_go/
Да, совершенно верно.

Date: 2005-09-16 12:04 pm (UTC)
From: [identity profile] albir.livejournal.com
Как всегда, хорошо и, главное, интересно.

Date: 2005-09-16 12:49 pm (UTC)
From: [identity profile] catstail.livejournal.com
Спасибо. Ситуации интересные, хотя и вполне житейские :)

Date: 2005-09-16 12:46 pm (UTC)
From: [identity profile] yozhyk.livejournal.com
Очень интересно Вас читать!

Date: 2005-09-16 12:50 pm (UTC)
From: [identity profile] catstail.livejournal.com
Спасибо. Вспоминать и писать тоже интересно :)

Date: 2005-09-16 01:18 pm (UTC)
From: [identity profile] allochka.livejournal.com
Так хорошо все обьяснила, молодец:)

Date: 2005-09-16 02:28 pm (UTC)
From: [identity profile] catstail.livejournal.com
Теперь все будут знать :)

Date: 2005-09-16 01:22 pm (UTC)
From: [identity profile] anilag-s.livejournal.com
Интересно. Интересно читать и смотреть, как люди ситуации к себе примеряют.Вот у меня всегда двойственное отношение к ситуациям с "убытками". С одной стороны - справедливость должна торжествовать. Сделавшие плохую вещь или плохо оказавшие услугу должны знать, что "это им просто так с рук не сойдет!" .Адвокат, у которого работает моя подруга, как-то затеял переписку по факсу по факту потери 5(пяти) шекелей. Он считает деньги и считает, что несправедливость нужно "попирать".
А с другой - стороны сама я обычно, повозмущавшись и "выпустив пар", заставить себя собирать бумажки, писать письма и т. д. не могу. Плюю и остаюсь с "убытками", и, что гораздо хуже,с нехорошим осадком. Считаю, что нужно бы или добиваться, или уж плюнуть, так плюнуть, и забыть!

Date: 2005-09-16 02:43 pm (UTC)
From: [identity profile] catstail.livejournal.com
А я научилась считать по-другому. Есть убыток на определенную сумму. Я считаю, сколько примерно займет времени и сил его компенсировать, это мое время я тоже могу выразить в деньгах. И есть ли вероятность получить эту компенсацию или же она стремится к нулю. И сразу становится ясно - стоит "заводиться" или плюнуть. В Союзе пости всегда проще было плюнуть. Но периодически я "взбрыкивала и "заводилась". На такой слкчай была специальная методика, которой меня научил один мудпый коллега. Как-то я кипела и возмущалась по поводу очередного...не помню чего. Он спросил "Тебе что, 5 копеек жалко?" "При чем тут 5 копеек?" "Все очень просто. Идешь в ближайший киоск, покупаешь конверт за 5 копеек, берешь лист казенной бумаги и казенную же ручку за 36 копеек, и пишешь "Дорогие товарищи..." Главная сложность в этом методе - выбрать правильный адрес, который надо написать на конверте. Этот же коллега обучил меня и этой премудрости. Она очень любопытна, но сейчас интересна лишь как исторический казус жизни в Совке. Основная идея заключалась в том, что письмо должно дойти до максимально высокого уровня, в нашем случае, как минимум, до министра торговли. Ясно, что министр его читать не будет, но резолюция его канцелярии на письме появится. Чтобы письмо дошло до министра, его надо адресовать не в министерство, а министру как депутату (они все были депутатами), и опустить это письмо в специальный ящик для депутатских запросов, который был в каждом министерстве. Скажите, кто об этом знал? А ведь иногда срабатывало.:)

Date: 2005-09-16 06:54 pm (UTC)
From: [identity profile] anilag-s.livejournal.com
"Там" было проще, хотя бы с языком. Увы, увы! Мой иврит хотел бы быть...повыше...Т. е .написать на иврите - для меня проблема, а просить кого-то не очень люблю.А в прошлом, да, ввысь, чуть ли не Брежневу что-то писалось...Приглашали даже в Моссовет потом. Запомнилась тетка в огроооооомном кабинете с красными ковровыми дорожками, с выражением лица "вот хорошо, спокойно сидела, так нет, ходют тут всякие", и бдительный милиционер, стерегущий вход в столовку, чтобы такие, как я, случайные, не прорвались.

Date: 2005-09-16 07:00 pm (UTC)
From: [identity profile] catstail.livejournal.com
:)))
Самое главное было - закрома охранять!

Date: 2005-09-16 01:37 pm (UTC)
From: [identity profile] yuna28.livejournal.com
Очень интересно. И очень хорошо написано.

Date: 2005-09-16 02:43 pm (UTC)
From: [identity profile] catstail.livejournal.com
Спасибо :)

Вдогонку

Date: 2005-09-16 01:39 pm (UTC)
From: [identity profile] yuna28.livejournal.com
И комментарии тоже интересные

Re: Вдогонку

Date: 2005-09-16 02:44 pm (UTC)
From: [identity profile] catstail.livejournal.com
По-моему, комментарии и есть самое интересное. :)

Re: Вдогонку

Date: 2005-09-16 03:06 pm (UTC)
From: [identity profile] yuna28.livejournal.com
Не всегда. Часто - одни эмоции. Это приятно (как правило), но не слишком информативно и не так уж интересно. А здесь - и рассказ о поездке во Францию, и дискуссия, как говорят экономисты, о соотношении затрат и результатов, да и остальное. Интересно. :)

Re: Вдогонку

Date: 2005-09-16 03:43 pm (UTC)
From: [identity profile] catstail.livejournal.com
Да, по-разному бывает. Я всегда радуюсь, что у меня в ЖЖ нет людей агрессивных, комменты спокойные, и дискуссии корректные. :)

Date: 2005-09-16 01:42 pm (UTC)
From: [identity profile] sanlengri.livejournal.com
Спасибо, очень хорошо описано. Теперь буду знать. Когда покупаю стекло что нужно просмотреть не только трещины, но и пузырьки и раковины в стекле.

Date: 2005-09-16 02:45 pm (UTC)
From: [identity profile] catstail.livejournal.com
И непрозрачные, обычно белые, включения ("камни"). Но здесь я их видела только в китайской посуде в долларовом магазине. :)

Date: 2005-09-16 04:52 pm (UTC)
From: [identity profile] sanlengri.livejournal.com
Вот так и бывает: сначала придумали фарфор а теперь брак гонят. За державу(их) обидно :)

Date: 2005-09-16 06:29 pm (UTC)

Date: 2005-09-16 02:30 pm (UTC)
From: [identity profile] helga1234.livejournal.com
очень интересно, спасибо.

Date: 2005-09-16 02:51 pm (UTC)

December 2025

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
2829 30 31   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 16th, 2026 04:19 pm
Powered by Dreamwidth Studios